Как составить резюме самостоятельно для устройства на работу в России

Резюме является официальным документом, поэтому правила написания бумаги указаны руководством по делопроизводству. Я помогу разобраться, как составлять документ.

Резюме – способ повысить шансы на получение желаемой должности. Каждый, кто грамотно составит резюме, может претендовать на то, что кадровик или сам работодатель оценит возможности и пригласит на собеседование. Поэтому стоит разобраться с тем, как должно выглядеть правильное резюме и что в нем нужно писать.

Как составить резюме

Что такое резюме

Резюме представляет краткую самопрезентацию, составленную в письменном виде. Внутри содержатся сведения о:

  • профессиональных навыках;
  • достижениях;
  • личных качествах;
  • образовании.

Мне часто приходилось составлять резюме для устройства на должность, ведь только так работодатель сможет узнать о сотруднике и сделать вывод, хочет он видеть его в компании или нет.

Как писать резюме?

Примечательно, что резюме является официальным документом, поэтому правила написания бумаги указаны руководством по делопроизводству. Стоит отметить, что для начала человеку рекомендуется составить два-три варианта подобного документа. Это может понадобиться, если планируется отправлять файл по электронной почте, факсу.

Среди требований:

  1. Объем резюме должен составлять максимум 1-2 страницы формата А4. При этом требуется, чтобы необходимые сведения удалось поместить на первый лист, поэтому стоит заранее подумать над тем, какие сведения можно из повествования исключить.
  2. Если резюме не удается поместить на одну страницу, необходимо указывать на первом листе информацию о продолжении, которое расположено на следующем листе. Дополнительно на каждом листе требуется проставлять нумерацию и указывать фамилию будущего рабочего.
  3. При заполнении файла doc используют один шрифт, а само резюме следует писать в едином стиле. Классическим вариантом является шрифт Times New Roman 12 пт. Важно помнить, что резюме – официальный документ.
  4. Каждый раздел должен отделяться от других междустрочным интервалом и пробелами.
  5. Заголовки рекомендуется выделять жирным.
  6. После написания резюме следует проверить наличие грамматических, стилистических или пунктуационных ошибок. Сделать это можно в Word посредством нажатия специальной кнопки.

Если документ формата doc будет печататься, то следует выбирать бумагу белого цвета хорошего качества. Разметка для страницы должна иметь следующие показатели: 2 см отступа сверху, справа и снизу, 2,5 см отступа слева.

Существует несколько творческих вариантов, как можно разнообразить слишком строгое резюме. К ним относят:

  • фотографии;
  • дизайн;
  • эпиграф.

Стоит отметить, что доля творчества не должна превышать 0,5% от объема резюме. Далеко не все люди творческие, поэтому главное в этом деле не переусердствовать и не вызвать негативную реакцию со стороны работодателя.

Что касается фотографии, то она не должна быть меньше паспортного формата, то есть не должна превышать размеры 3,5х4 см. Стилистика фото должна быть строгой, все кадры, где будущий сотрудник компании в открытом купальнике или в не трезвом состоянии, сразу идут в корзину. В документе должны присутствовать исключительно деловые снимки.

Как составить резюме

Относительно стиля тоже хочется сказать несколько слов. Критерии стиля:

  • краткость, подразумевающая отсутствие лишних слов;
  • конкретность;
  • точность излагаемой мысли;
  • корректность слов.

Также речь гражданина должна быть грамотной и честной. Врать в резюме не рекомендуется, так как работодатель впоследствии узнает правду.

Образец резюме

Конечно, далеко не все могут сразу сесть и составить резюме. Часто для организации надежного процесса полезно, чтобы рядом был образец. Актуально подобное решение для тех, кто ни разу не заполнял подобных бумаг.

Образец резюме – это пробник или шаблон. Другими словами, это то, чему можно подражать, не копируя при этом пример полностью. Подобные определения можно встретить в толковых и орфографических словарях. И они соответствуют действительности.

Структура резюме

Каждый документ начинается с названия. Оно размещается по центру и содержит в данном случае одно слово «резюме». Далее структура подразумевает наличие и оформление следующих разделов:

  • Цель. В этом разделе следует кратко описать то, на какую должность претендует соискатель. Рекомендуется рассказать обо всех должностях, которые хотелось бы занять. Тогда представитель отдела кадров сможет найти подходящую специальность, в которой имеется свободная вакансия. Также здесь следует прописать ФИО, адрес и номер телефона.
  • Образование. Важен раздел для молодых соискателей, у которых нет практического опыта работы или он минимален. Образование важно указывать с датами, и при этом следует учитывать обратный порядок. Дополнительное рекомендуется сообщить о прохождении курсов, получении второго высшего, если подобное происходило.
  • Трудовой опыт. Если выпускник высшего учебного заведения старательно учился и при этом посещал какие-то дополнительные курсы, то у него вряд ли была постоянная работа хотя бы раз. Если такой опыт все же есть, его рекомендуется указывать в резюме в обратном хронологическом порядке. Это поможет понять работодателю, какими навыками обладает будущий сотрудник, и какую должность ему можно позволить. Также стоит отметить, что людям с большой трудовой биографией следует указывать только 3-5 последних рабочих мест.
  • Дополнительные навыки. В этом разделе необходимо указывать основные личностные характеристики. Таким образом, потенциальный сотрудник сможет побольше рассказать о том, что он умеет и чему готов научиться. Например, это может быть наличие водительских прав или опыт работы с компьютерными программами. Также важным для некоторых организаций является членство гражданина в профессиональных компаниях.
  • Дополнительная информация. По-другому этот раздел называют «хобби». Примечательно, что на Западе данный пункт является обязательным, так как с его помощью удается составить полную характеристику о человеке. В российском обществе такая практика не приветствуется, поэтому рекомендуется отмечать в разделе то, что хотя бы немного относится к специальности. Не нужно писать, что вы состоите в определенной или той же религиозной общине – об этом работодателю знать ни к чему.

После того, как будут заполнены ключевые разделы, можно приступать к завершению оформления резюме. Человеку необходимо указать на возможность предоставления рекомендаций. При этом не стоит упоминает тех, кто выдал рекомендации. Достаточно заранее подготовить список таких документов.

Затем проставляется дата заполнения резюме. Она ставится в заключении, и рядом с ней владелец документа оставляет подпись. Датирование позволяет работодателю удостовериться в правдивости предоставленной потенциальным рабочим информации. Старая дата документа способна натолкнуть на мысль, что человек ищет работу уже больше года, и поиски его безрезультатны.

Если образец заполняется в электронном виде, дату можно в любой момент изменить. Это плюс подобного оформления бумаги.

Отдельного внимания заслуживает резюме на иностранных языках. Основным, конечно, должен быть русский, но это не исключает возможности составления дополнительного документа с переводом. Например, резюме на английском может быть составлено, если человек планирует устроиться на вакансию в зарубежную компанию.

Стоит отметить, что филиалы некоторых компаний в России также могут потребовать резюме на другом языке. Зачастую это английский, так как именно он является основным в организации, и сотруднику при устройстве на работу предстоит общаться на нем. Лучшим вариантом в этом случае станет заполнение документа сразу на двух языках для подстраховки.

Требования к резюме на иностранном языке не отличаются, поэтому все разделы также должны быть включены, а сам документ должен быть понятным и удобочитаемым.

Практические советы

Чтобы резюме было составлено грамотно, необходимо задуматься над формулировками предложений. Так, например, стоит избегать следующих фраз:

  • проводил обучение там-то;
  • помогал избавиться от неисправностей или ошибок;
  • быстро обучаюсь, готов усваивать новые знания.

Как составить резюме

Вместо этого лучше написать что-то наподобие «занимался обучением двух новых сотрудниц», «снизил количество ошибок в тексте на столько-то процентов», «освоил новую технику или прошел курс повышения квалификации». Главное при прописывании такой информации – это конкретика, работодателю нужны достоверные и полноценные факты.

Также многие рекомендуют избегать пассивных форм и быть немногословными. Вместо «отвечал за выполнение» можно писать «выполнил» — это поможет сделать текст более простым для чтения и опрятным. Типичное «был ответственным за» можно заменить «отвечал за». И это далеко не все перечисленные варианты словосочетаний, которые можно упростить и сделать таким образом привлекательнее.

При написании резюме следует указывать только позитивную информацию. Другими словами, не нужно упоминать о жалобах на работе или негативном опыте в той или иной сфере. Также не нужно уточнять о переходе с должности или неожиданному сокращению. Подобные факты отталкивают потенциальных работодателей, и такое резюме вряд ли поможет устроиться на желаемую должность.

Я сам несколько раз совершал подобные ошибки, и могу отметить, что, когда убрал подобные пункты, меня сразу стали приглашать на собеседования. Вместо них я писал, что помогал клиентам, продвигался по должности.

Также следует уделять в резюме особое внимание достижениям. Не нужно перечислять, сколько именно лет удалось проработать в той или иной компании. Вместо этого следует рассказать о повышении в должности или о том, что работа, которую вам доверяли, была выполнена в срок.

Что касается характеристики, то рекомендуется, чтобы она была написана профессиональна. Стоит уделить внимание глаголам, характеризующим положительные качества сотрудника:

  • внедрял;
  • успевал;
  • устранял;
  • участвовал;
  • учил.

И это далеко не полный перечень существующих «рабочих» глаголов, с помощью которых удастся повысить доверие потенциального работодателя и шансы на получение приглашения на собеседование.

В резюме обязательно должны быть упомянуты личные качества. Рекомендуется рассказать про:

  • аккуратность;
  • настойчивость;
  • целеустремленность;
  • тактичность.

Дополнительно можно привести другие положительные характеристики, но главное, чтобы они были правдивыми и соответствовали образу.

Наконец, специалисты рекомендуют обратить внимание на несколько дополнительных деталей:

  1. После написания резюме следует дать его прочитать тому, кто владеет языком. Рекрутер проверить документ на читабельность и наличие ошибок.
  2. Если речь идет о работе, стоит использовать глаголы в настоящем времени. В обратном случае рекомендуется поменять время на прошедшее.
  3. Последовательность – момент, который поможет правильно структурировать документ.
  4. Писать лучше односложными фразами и избегать заумных слов.
  5. Если в резюме были употреблены заголовки для обозначения разделов, их нужно выделить.
  6. Писать резюме нужно так, чтобы сохранялся единый стиль документа. Также следует обратить внимание на шрифт, размер текста, междустрочный интервал и отступы.
  7. Для печати документа стоит выбрать белую бумагу хорошего качества.

Важно разместить резюме на одной-двух страницах. Дополнительно рекомендуют убедиться, что всю представленную информацию владелец документа может подтвердить.

Как составить резюме

Ошибки

Большинство кадровых сайтов в интернете предлагают пользователям готовые шаблоны, заполнение которых не требует усилий и времени. Однако сотрудники отдела кадров способны отличить самостоятельно составленное резюме от того, которое было написано под диктовку.

Чтобы работодателю понравилось резюме, стоит избегать ряда ошибок:

  • Информация об опыте работы претендента должны соответствовать объективным требованиям к должности, которую хочется получить.
  • Резюме не должно быть слишком коротким или длинным. Первое будет непонятным для работодателя, второе будет слишком трудно читать.
  • Не рекомендуется указывать более 10 мест работы, так как демонстрация частой смены рабочих мест без объяснения объективных причин вызовет опасения у кадровика, и он, скорее всего, откажется от сотрудничества.
  • В резюме следует прописывать указания на возможный карьерный рост. Это можно прописать в дополнительной информации о себе или в личных характеристиках.

Документ должен подтверждать серьезный настрой претендента на должность. Правильно составленное резюме – помощник того, кто хочет найти достойную работу со стабильной заработной платой и задержаться на месте.

Чтобы работодатель заинтересовался вашей кандидатурой, я рекомендую не ограничиваться одним резюме. Дополнительно вы можете развивать собственные умения, навыки, изучать новые программы, чтобы впоследствии у вас появилось больше положительных качеств. Составление резюме – ответственные шаг, но на окончательное решение компании повлияет то, как вы проявите себя на собеседовании или интервью.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *